|
Сфинксы |
|
«Сфинксы» Самиздатский литературный журнал, его первый и единственный номер вышел в свет в июле 1965 (около 100 машинописных страниц). Редактор журнала, московский переводчик и прозаик Валерий Яковлевич Тарсис, к этому времени уже пережил принудительную госпитализацию в психиатрическую больницу, исключение из КПСС и из Союза писателей (за публикацию своих произведений на Западе). Выпущенный из больницы с диагнозом «шизофреника», Тарсис был необычной фигурой для Москвы 1960-х: «<...> Тарсис с тех пор жил совершенно так, как будто никакой советской власти вокруг не существует, давал интервью, пресс-конференции, почти открыто отправлял за границу новые рукописи, даже машину себе купил – на зависть всему писательскому дому, в котором продолжал жить. И валом валил к нему народ, в особенности же иностранные корреспонденты и туристы, – посмотреть на восьмое чудо света <...> впервые появился в Советском Союзе человек, которого нельзя посадить. И если люди постарше, поопытней обходили Тарсиса стороной, то молодежь от него не вылезала» (из воспоминаний Владимира Буковского). «Сфинксы» были единственным изданием, выпущенным под его редакцией. В редакционном предисловии провозглашалось, что «Сфинксы» - «новый журнал, приподнимающий занавес молчания, опущенный на русскую литературу безграмотными политиканами и их лакеями». Хотя местом издания журнала на титульном листе обозначена «Россия», подавляющее большинство из 25 опубликованных там авторов – москвичи. Основное место в журнале занимает поэзия. Наряду с самиздатскими поэтами, напечатавшимися ранее в «Фениксе» (Юрий Стефанов, Владимир Ковшин (псевд В.Вишнякова)), много места в «Сфинксах» занимает поэзия членов молодежной группы «СМОГ», образованной в Москве в начале 1965 (Леонид Губанов, Владимир Алейников, Владимир Батшев, Сергей Морозов, Юлия Вишневская и др.). Тарсис поместил в журнале (без согласия авторов) и произведения некоторых «официальных» советских писателей, не прошедшие цензуру и распространявшиеся в самиздате (стихотворения Бориса Слуцкого и Давида Самойлова, четыре песни Александра Галича, в том числе уже ставшая знаменитой «Облака»). Прозу в журнале представляли новеллы Аркадия Усякина и Михаила Шелгунова, эссе Марка Эдвина и самого Тарсиса. Общим для большинства произведений, включенных в «Сфинксы», является модернистская стилистика и, как подчеркнул рецензент эмигрантского журнала «Грани», «непримиримый антикоммунизм». |
Вебредактор и вебдизайнер Шварц Елена. Администратор Глеб Игрунов. |