|
Автор: Анна Ахматова |
|
Поэма без героя
Источник: А. Ахматова. Собрание сочинений в шести томах. М.: Эллис Лак, 1998 - 2001. Справка О том, как создавалась "Поэма без героя" - центральное и самое сложное из произведений А. - сама поэтесса рассказала так: "Она пришла ко мне в ночь с 26-го на 27-ое декабря 1940… Я не звала ее. Я даже не ждала ее в тот холодный темный день моей последней ленинградской зимы… В ту ночь я написала два куска 1-ой части и посвящение. Через несколько дней я, почти не отрываясь, написала "Решку" [название 2-й части. - Сост.], а в Ташкенте [в августе 1942. - Сост.] - "Эпилог", ставший третьей частью поэмы". Сюжет первой части ("Тысяча девятьсот тринадцатый год") - трагедия молодого поэта, за год до начала Мировой войны покончившего самоубийством из-за неверности возлюбленной, описываемая на фоне новогоднего маскарада; сюжет второй - размышления автора о грядущей судьбе своей поэмы при попытках ее напечатать и о возможных ее оценках критикой и читателями, переходящие в раздумья о сути поэзии; сюжет третьей части - грандиозная картина Земли, раздираемой Мировой войной, данная с самолета, увозящего автора из блокадного Ленинграда. "Поэма без героя" стала обобщением размышлений Ахматовой о своем поколении - людях "серебряного века" и об испытаниях, которые им принес "Настоящий Двадцатый век", начавшийся в 1914 г. Уже в 1943 г., в Ташкенте, Ахматова, считая поэму законченной, написала к ней предисловии и стала давать для чтения своим друзьям. Списки "Поэмы без героя", перепечатанные ценителями поэзии Ахматовой, быстро разлетелись по стране (поэт Варлам Шаламов вспоминает, что он познакомился с ней еще в годы войны, когда отбывал срок в колымских лагерях). Тогда же, в 1944-45 гг., фрагменты "Поэмы без героя" появились в печати (журн. "Ленинград", 1944, №10/11 - отрывок из "Эпилога"; "Ленинградский альманах", 1945 - фрагменты из первой части). Однако события 1946 - идеологическая казнь Ахматовой, после знаменитого доклада Жданова о журналах "Звезда" и "Ленинград", а также некоторые обстоятельства личной жизни поэтессы - повлекли за собой переработку и расширение замысла поэмы. Среди персонажей 1913 года появляется "Гость из будущего" - человек, с которым Ахматова познакомилась в конце 1945, поэма обрастает новыми посвящениями, вставками, главы предваряются авторским ремарками, что превращает ее в подобие театрального либретто (сама Ахматова считала возможным создание балета на основе первой части поэмы), текст завершают полупародийные "Примечания редактора", поясняющие общеизвестные факты, но оставляющие в тени действительно загадочные намеки, содержащиеся в тексте. С1956 г. возобновляется публикация фрагментов "Поэмы без героя" в советской печати. Сама Ахматова называла датой окончания поэмы 1962 (тогда же она отдала полный ее текст в редактировавшийся Твардовским "Новый мир"), однако продолжала размышлять над поэмой (собирать отзывы современников, приписывать строфы) до конца жизни (каноническим принято считать текст машинописи, подаренный поэтессой своему старинному другу академику Жирмунскому в 1963 г. с устным указанием, что этот текст - последний и окончательный). В СССР при жизни Ахматовой опубликовать "Поэму без героя" не удалось, впервые ее полный текст был напечатан в нью-йоркском альманахе "Воздушные пути" (вып.3, 1963), хотя большие фрагменты из нее печатались во всех авторских сборниках поэтессы, начиная с 1958 г.. Только в книге "Избранное" (М., 1974) и в составленном Жирмунским сборнике Ахматовой "Стихотворения и поэмы" (Ленинград, 1976) "Поэма без героя" была опубликована целиком. Однако по-прежнему не могли пройти цензуру несколько "пропущенных строф" из "Решки" и "Эпилога" ("Ты спроси моих современниц,/ каторжанок, стопятниц, пленниц,/ и тебе порасскажем мы,/ как в беспамятном жили страхе,/ как растили детей для плахи,/ для застенка и для тюрьмы… "; "А за проволокой колючей,/ в самом сердце тайги дремучей,/ я не знаю, который год/ ставший горстью лагерной пыли,/ ставший сказкой из страшной были/ мой двойник на допрос идет…"). Эти строки "Поэмы без героя" до 1987 г. распространялись в СССР в Самиздате, любители поэзии вклеивали напечатанные на машинке вставки в книги Ахматовой. Лучшее издание поэмы Ахматовой - подготовленная Р. Тименчиком книга "Поэма без героя" (М., Изд-во МПИ, 1989), снабженная обширным комментарием, а также стихотворениями, перепиской и воспоминаниями самой Ахматвой и ее современников - прототипов героев поэмы. Уважаемые читатели! Мы просим вас найти пару минут и оставить ваш отзыв о прочитанном материале или о веб-проекте в целом на специальной страничке в ЖЖ. Там же вы сможете поучаствовать в дискуссии с другими посетителями. Мы будем очень благодарны за вашу помощь в развитии портала!
|
Вебредактор и вебдизайнер Шварц Елена. Администратор Глеб Игрунов. |