Об истории и самиздате


Газета «Юг», 29 октября 2005 г.

Об истории и самиздате

В последнее время все чаще приходится слышать: историю нельзя переписывать. В основном, такое мнение относится к периоду советской истории — истории ХХ века. Между тем со времени захвата власти большевиками историю не просто переписывали, а целенаправленно фальсифицировали.

С начала 20-х годов в СССР предпринимались попытки вообще уничтожить историю как науку, ликвидировать исторические факультеты в высших учебных заведениях, выслать за рубеж виднейших «буржуазных» историков, закрыть доступ в архивы, изъять из обращения целые комплексы документов.

В результате классическую историю заменил набор мифов, где центральное место занимал Краткий курс истории ВКП(б), затем История КПСС. Гуманитарные знания, литература и искусство вытекали из партийных резолюций и директив, а не из реальной жизни.

Советская власть отнимала также возможность сравнивать прошлое с настоящим: с начала 20-х годов из библиотек регулярно изымалась «вредная» литература, а та, которая не была изъята, передавалась в так называемый «спецхран».

Но полностью перекрыть источники информации не могла никакая власть. Изъятые из обращения документы копировали, запрещенные к печати литературные произведения переписывали и распространяли из рук в руки. То есть «самиздат» как явление возник вместе с советской властью.

Антисталинское «письмо Рютина», стихи белоэмигрантов и «антисоветских» поэтов, несмотря на сталинский террор, распространялись в машинописном варианте до войны и после нее. Но масштаб и круг хождения запрещенной литературы был узок. Только в середине 60-х годов прошлого века «самиздат» становится элементом культуры, а его распространение — явлением общественной жизни. В том числе и в Одессе.
Наш город, кажется, был единственным, где изготовление и распространение «ваты» (так на жаргоне называлась запрещенная литература) попытались правильно структурировать, создали для этого специальную библиотеку. Организатором печатного подполья был Вячеслав Игрунов (впоследствии депутат российской Госдумы). После его ареста в 1976 году библиотека перешла к физику Петру Бутову, а после ареста Бутова в 1982 году библиотека распалась на несколько частей и в таком виде дожила до 1986-го.

Часть библиотечных книг и микропленок автор этих строк передал в «Одесский Мемориал».

6 октября сего года теперь уже известный российский политик Вячеслав Игрунов в Одесском литературном музее представлял вышедшую под его редакцией трехтомную «Антологию самиздата». Небольшой зал был переполнен, но если собрать вместе тех, кто в Одессе имел отношение к «изготовлению, хранению и распространению антисоветской литературы», не хватило бы Дворца спорта.

Насколько широким стало распространение «антисоветчины» в 80-х, могу проиллюстрировать анекдотическим эпизодом. В качестве офицера запаса мне пришлось проходить военные сборы в артиллерийском училище на Фонтане. В актовом зале шло занятие по ППР (партийно-пропагандистской работе). Сосед справа, сосед слева лектора не слушали и тайком читали. Они не были мне знакомы. Зато оба издания оказались известными — «Часть речи» Бродского и «1984» Оруэлла. Золотой фонд библиотеки.

Леонид ЗАСЛАВСКИЙ

 

Оставьте, пожалуйста, свой отзыв

 

Вебредактор и вебдизайнер Шварц Елена. Администратор Глеб Игрунов.