Сирена

 


 

Сирена

Журнал(№1-2), выходивший в 1–ой половине 1962. Редактор-составитель Михаил Каплан (1943-1988). Активное участие в работе над журналами принимал В. Скуратовский. (род. в 1939).

После ареста участников выступлений на площади Маяковского и – усилиями властей - прекращения там поэтических чтений, М. Каплан, один из поэтов «Маяковки» и участник тесно связанного с площадью самиздатского журнала «Феникс-61» (редактор-составитель Ю. Галансков), решил продолжить традицию бесцензурных изданий. Так, в апреле 1962 появился журнал « Сирена», в июне – вышел второй номер.

Журнал представлял собой книжечку объемом в пол стандартного листа (А4), страницы пробивались гвоздем и соединялись скрепками, переплет – из бархатистой бумаги зеленого цвета. Название - из вырезанных печатных букв.

1-ый номер был составлен исключительно из произведений «маяковцев»: стихи Аполлона Шухта («Один»); В. Ковшина (В. Вишнякова) («Актер придет сюда…», «Может быть, я в самом деле…», «Поэма травы», с посвящением Л.(юдмиле) Р.(ыжковой)); Яши Синего (Г. Якобсона) («Город»); Мих. Вербина (М. Каплана) («Ноктюрн», «Судьба похожа на 88», «На ладони твоих колен…»); Г. Недгара (Ю.Виленского) («Ленинградские стихи», «Маршировали за окном солдаты…»).

Стихи были почти исключительно лирические и не подходили для официальной печати не из-за содержания, а исключительно по своей эстетике.

Например:

На ладони твоих колен
Положу эту песню,
Что давно уже бесит меня… (Мих. Каплан «На ладони твоих колен…»

Во многих стихах ощущается влияние В. Маяковского:

О прожитом
Прожитом и брошенном
Мы судим строже
И хорошее
Встает
Как человек
Из черепа
Перебинтованного дерева… (Аполлон Шухт «Один»)

Была в журнале и проза: рассказы Г. Недгара «Бунт» (абсурдистская проза в духе обериутов); В. Нарда «В конце», а также юмористические рассказы А. Гармина и Л. Роэ (обе фамилии – псевдонимы В. Скуратовского) – «…и Париж», о том, как советские бомбардировщики сбросили атомную бомбу на Вашингтон, Бонн, Лондон и Париж и последующих траги-комических событиях, и «Антисемитизм» - о зарождении бытового антисемитизма.

Внутри журнала – шмуцы, в конце - рисунок В. Соболя и А. Крамиса, изображающий русалку.

№2 был более представительным. «Маяковцы» и там занимали большую часть журнальной площади: М. Вербин ( Кто-то// в тишине Заблудных…», «Педераст», «Когда// по потным тропинкам…»); В. Ковшин («Высота», «И если правда, что чертою взгляда…», «Опять ползучее растенье…»); Канна Лещинская (Г.Вальцгефер, ныне Г. Скуратовская) ( Порывом к богу// колокольня…», «Отчаянье бьет в виски…», ««Будь же ты проклят» - кричу.»); Г. Недгар («Комната та же, и те же цветы на окне…», «Мне ль не помнить ночного короткого имени…», «Поэма ухода» и сатирическая сказка «Домовой»); А. Шухт («Взвесь», с посвящением Мине Стефановне (Сергиееноко)); Ю. Стефанов («Нет, искусство не делает убыли…», «О византийский закром…» А. Щукин (Поэма «Кто я? и Зачем я? Обо мне и моей любимой»); А. Гармин и Л. Роэ - с юмористическими рассказами «Мыши» и «Получка».

Но были здесь и поэты ленинградского андеграунда Л. Аронзон («Павловск», «Псковское шоссе», «Фонарик», с посвящением И. Бродскому, «О господи, помилуй мя…») и М. Юпп ( М. Смоткин) («Пирожки во фрютюре»), и поэты, уже тогда печатавшиеся в официальной советской печати - А. Кушнер («Два мальчика// Два тихих обормотика…», «Где царствует петрушка и лопух…» , «Два стакана», « Я к двери припаду одним плечом…».) Г. Горбовский. («Уходят праздные друзья…», «А я живу в своем гробу…», Поэма «Квартира №6»).

Титульный лист извещал: все произведения печатаются без согласия авторов. Некоторые стихи - Л. Аронзона, А. Кушнера, Г. Горбовского - М. Каплан взял из архива «Феникса». Ю. Галансков, отбирая материалы для своего журнала, прежде всего интересовался их политическим содержанием. В «Сирене» же №2, как и в №1, - в основном лирика, правда, почти исключительно пессимистического толка:

Вот, например, размышление Ю. Стефанова (в будущем известный переводчик) о судьбах искусства:

… Все погибнет культура и грамота,
Но, как время, бессмертен талант,
И пещеры рисунками мамонта
вновь украсит грядущий Рембранд.
(«Нет, искусство не делает убыли…»)

Авторы отделены друг от друга шмуцами. Некоторые из них выполнены В. Комаром.

Каждый номер «Сирены» выходил тиражом 5 экз. 1 оставался у М. Каплана, 1 – посылался в Ригу (через Г. Якобсона, уроженца этого города), один – в Ленинград, один – на Украину, один пускался по Москве, в надежде, что он будет перепечатан и «тираж» таким образом увеличен. И эти надежды сбывались.

Номера «Сирены» хранятся в архиве Бременского института Восточной Европы (Германия).

Людмила Поликовская

 

Вебредактор и вебдизайнер Шварц Елена. Администратор Глеб Игрунов.